Особенности вождения автомобиля зимой

3 января 2019
Особенности вождения автомобиля зимой Вождение автомобиля зимой может стать серьезным испытанием, особенно для неопытных водителей. Рассмотрим, какие особенности имеет зимняя езда, на что следует обращать особое внимание и как не допустить аварийной ситуации на скользкой зимней дороге.

Содержание статьи

  1. Почему водить машину зимой сложнее?
  2. Правила безопасной зимней езды
  3. Что делать при заносе?

Вождение автомобиля зимой имеет определенные отличия от езды в теплое время года. Погодные условия в холодное время диктуют свои условия, делают езду более сложной. Возрастает процент аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрим, как правильно нужно ездить зимой, как вести не попасть в ДТП по неосторожности.

Почему водить машину зимой сложнее?

Неблагоприятными факторами, провоцирующими повышенную опасность при зимней езде, служат следующие причины:

  • Холодный воздух. При морозных температурах запуск мотора происходит не так легко, как летом. Способность воздушно-дизельной смеси воспламеняться снижается. От мороза лобовое стекло покрывается льдом. Отчищать его трудоёмко, многие водители расчищают небольшой участок и отправляются в путь, чего делать нельзя. Зимой поздно рассветает и рано темнеет, как раз в эти часы количество автолюбителей на дороге становится больше. Плохой обзор из-за ограничения видимости, недостатка освещения может привести к неприятным последствиям в виде дорожно-транспортного происшествия.

  • Интенсивный снегопад. Пушистые хлопья падающего снега выглядят очень красиво, однако несут большую опасность для водителя. Обильный снегопад создает пелену, существенно ухудшающую обзор, практически сводящую видимость на нет. Водителю становится сложно ориентироваться, скорость реагирования замедляется. Также снег быстро скатывается на дороге, что делает полотно очень скольким. При превышении скоростного режима, агрессивном стиле езды велик риск вылететь в кювет.
  • Гололед. Опасное для автолюбителей природное явление. Тонкая корка льда зачастую незаметна, особенно в темноте. Затормозить в такой ситуации сложно, машина продолжает скользить вперед, фактически не снижая набранной скорости.

Правила безопасной зимней езды

Водители с большим стажем называют езду зимой особым видом искусства. Для начинающих водителей гололед на дороге, снегопады, затрудняющие движение, становятся серьезным испытанием. Эти факторы заставляют многих водителей задуматься, стоит ли выезжать в зимний сезон на личном авто. Многие придерживаются практики консервации авто в гараже, либо попросту оставляют машину на улицу на всю зиму. Вождение автомобиля зимой может быть безаварийным при соблюдении определенного комплекса правил мер безопасности:

  • Обязательно заранее подготовьте транспортное средство к зимнему сезону. Поменяйте шины с летних на зимние, в бачок омывателя залейте незамерзающую жидкость, держите запас незамерзайки в машине. Не экономьте на качестве зимних шин. Они должны обеспечивать надежное сцепление с дорогой. Убедитесь в корректной работе аккумулятора, при необходимости замените его. Смажьте личинки замков силиконовой смазкой во избежание проблем с их открыванием.
  • Перед началом движения проверяйте исправность работы дворников, фар. Обязательно осуществляйте езду с включенными фарами.

  • По возможности не оставляйте транспорт на ручном тормозе в течение длительного времени. На морозе тормозные колодки могут примерзнуть к барабану.
  • Проветривайте на ночь салон машины. Это способствует уменьшению количества образуемого за ночь льда на лобовом стекле, щетках.
  • Полностью очищайте машину от снега. Снежный покров, оставшийся на кузове, искажает восприятие габаритов. Снег, оставшийся на крыше машины, в процессе езды может сойти на лобовое стекло, что перекроет обзор.
  • Не забывайте, что наличие систем ABS, ESP не является гарантией полного контроля надо машиной. Системы призваны улучшить управляемость машины, но не могут давать стопроцентный результат в случае выхода в занос, превышении скоростного режима.
  • Резкое торможение увеличивает опасность зимней езды. Колеса могут заблокироваться, произойдет потеря контроля над транспортом. Учитывайте, что тормозной путь в зимнее время больше, чем в летний период, особенно при наличии ABS. Тормозить нужно осторожно, плавно. Если произошла блокировка колес – отпустите педаль тормоза, снижайте скорость частыми, с перерывами, нажатиями на тормозную педаль.
  • Придерживайтесь спокойного, плавного стиля езды. Резкие, агрессивные маневры могут привести к потере управляемости, заносу автомобиля.

  • Старайтесь избегать обгонов на скользкой дороге. Особенно это актуально при заметенных снегом полосах. Под снежным покровом не видна наледь, на которой машину может повести в сторону, что чревато полной потерей управляемости.
  • Осуществляя движение в гору, не переключайте передачу. Смена может вызвать пробуксовку колес.
  • Осуществляя спуск с горы, отдайте приоритет торможению двигателем. На автомобиле с механической коробкой передач включите пониженную скорость заранее, до начала непосредственно спуска.
  • Не забывайте снижать скорость перед пешеходными переходами, в местах повышенной концентрации людей, ходящих пешком. Они могут поскользнуться, не успеть среагировать, попасть под колеса.
  • Соблюдайте дистанцию. Всегда оставляйте достаточный интервал для маневра между вашей машиной и впереди едущим автомобилем.
  • Не нарушайте установленный скоростной режим.

Также существуют различные контраварийные приемы, позволяющие избежать дорожно-транспортного происшествия. Они разнятся в зависимости от типа привода автомобиля.

Основная задача водителя при езде по скользкому дорожному покрытию – не допустить заноса. В первую очередь, на это влияет правильное положение рук на рулевом колесе. Запястья должны лежать на ободе руля. Правильное положение рук дает возможность быстро осуществлять перехват рулевого колеса и оперативно действовать в случае заноса или другой экстремальной ситуации. Руль не должен быть опорой, водителю не стоит «повисать» на нем.

Что делать при заносе?

При управлении переднеприводным автомобилем соблюдайте следующие правила:

  • При заносе авто поворачивайте руль в сторону заноса, плавно нажимайте педаль газа для увеличения оборотов двигателя. Резко газовать нельзя. После стабилизации автомобиля постепенно снижайте скорость.
  • При прохождении поворотов не давите сильно на педаль газа, резкий набор скорости может увести автомобиль в неуправляемый занос, есть большой шанс уйти в кювет. Торможение также должно быть мягким.


При управлении заднеприводным автомобилем ваши действия должны быть такими:

  • Поворачивайте руль в обратную заносу сторону, полностью отпустите педаль газа. Нажимать педаль тормоза запрещено. Это вызовет раскручивание автомобиля, вынос в кювет. Не исключено опрокидывание авто.
  • Прохождение поворотов на больших скоростях также не рекомендуется. Заднеприводные машины сложнее поддаются контролю со стороны водителя, резкое ускорение может привести к фатальным последствиям.

При езде на полноприводной машине в случае заноса действуйте следующим образом:

  • Руль следует крутить в сторону заноса. Плавно, очень осторожно, нажимайте педаль газа. Использовать педаль тормоза нельзя, автомобиль начнет крутить.
  • При вхождении в поворот выбирайте максимально широкую траекторию. Это позволяет избежать заноса.