Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой?

23 января 2019
Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой? В зимнее время автомобиль требует усиленного внимания владельца. В минусовые температуры одним из самых распространенных вопросов, связанных с обслуживанием, становится вопрос о том, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой. Полезно ли это для двигателя или, наоборот, ускоряет его износ? Разберемся подробно.

Содержание статьи

  1. Греть или не греть: точки зрения
  2. Что происходит с двигателем при холодном запуске
  3. Как правильно прогревать двигатель?
  4. Прогрев дизельного мотора

Вопрос, нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой, волнует автомобилистов независимо от уровня профессионализма. Сторонники и противники прогрева находят достаточно убедительные доводы.

Существует ли единственно правильный вариант? Попробуем разобраться.

Греть или не греть: точки зрения

Автомобилисты делятся на три лагеря. Первые утверждают, что прогрев до рабочих температур необходим на холостом ходу. Вторые уверены – греть нужно пару-тройку минут. Третьи убеждены, что греть не нужно.

Раньше большинство автомобилей оснащалось карбюраторными двигателями. Прогрев был необходим по нескольким причинам. Так, мотор не мог регулировать подачу топлива, не имелось электронной системы регулировок, которая производилась вручную.

Состав масла отличался от нынешнего, поэтому пуск без прогрева был губителен для механизмов. Кроме того, присутствовал вопрос комфорта – авто не имело обогревов стекла, кондиционеров.

Производители современных авто с инжекторной системой питания прямо указывают в инструкции по эксплуатации, что прогревать мотор на неподвижном автомобиле не следует. Двигатели новых авто оснащены системой впрыска топлива, регуляторами процесса. Присадки, входящие в состав автомобильных жидкостей, обеспечивают эффективную работу при любых температурах, а кондиционер и всевозможные системы подогрева позволяют начинать путь сразу же.

Сторонники быстрого старта, знакомые с механикой, утверждают, что долгий прогрев на холостом ходу приводит к образованию нагара на свечах и в камере сгорания. Происходит это за счет поступления переобогащенной топливо-воздушной смеси.

Основным аргументом производителей является призыв не тратить попусту горючее и не загрязнять выхлопными газами воздух.

Стоит помнить, что автомобили, выпущенные за границей, рассчитаны на эксплуатацию в условиях, далеких от российских. Инструкция также учитывает реалии страны-производителя. В том числе, законы, согласно которым, во многих европейских странах запрещена стоянка с работающим двигателем.

Что происходит с двигателем при холодном запуске

Чтобы понять, нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой, разберемся подробнее в процессах, происходящих в механизме при пуске в мороз.

Известно, что двигатель состоит из металлических частей, а металлы, нагреваясь, имеют свойство расширяться. Механизмы подогнаны с минимальным зазором. Это необходимо для снижения потери энергии, выделяемой от сгорания топливо-воздушной смеси.

До нагревания металлических элементов системы до рабочей температуры, мотор работает в условиях повышенной нагрузки.

Даже летом требуется полминуты, чтобы смазка разошлась по механизмам и начала работать. В холодное время года даже использование присадок не спасает масло от загустевания. Для достижения рабочей температуры и равномерного смазывания маслу необходимо гораздо больше времени.

Загустевшее масло не может пройти через фильтр, призванный очищать жидкость от нагара и других элементов износа. Происходит открытие перепускного клапана и масло поступает в двигатель без прохождения фильтра. Двигатель работает в условиях недостаточного смазывания, плюс вместе с густым смазочным материалом поступают частицы мусора. Начиная движение, водитель ускоряет износ и рискует серьезно повредить мотор.

Специалисты считают, что прогревать авто для снижения вязкости масла нужно не менее 10 минут, если температура воздуха достигает минус 10 и ниже.

Повышенную нагрузку при езде на непрогретом моторе испытывают поршневые кольца, гидрокомпенсаторы и гидронатяжители. Для работы механизмов необходима равномерная смазка и прогрев металла до рабочих температур.

Помимо этого, автомобилисты нередко сталкиваются с поломкой датчика масла, деформирующегося под давлением загустевшего масла.

Таким образом, прогрев служит залогом долгой и бесперебойной работы.

Как правильно прогревать двигатель?

Время прогрева зависит от температуры воздуха.

  • От плюс 10: требует минимального прогрева в течение 1-3 минут.
  • Плюс 10 - минус 10: необходимо 5-7 минут.
  • При минус 10-30 градусах следует прогревать мотор 8-10 минут.
  • Ниже 30: требует длительного прогрева в течение 10-15 минут.

Если по каким-либо причинам времени на длительный прогрев нет, придерживайтесь правил:

  1. Начинайте движение через 2-3 минуты, когда обороты начнут падать.
  2. Не допускайте перегрузки мотора, следите за уровнем оборотов.
  3. Двигайтесь медленно, помните, что масло в КПП, трансмиссии тоже требует прогрева. Симптомы недостаточного прогрева на механике – затруднительное переключение, автомобили с АКПП переключаются рывками.
  4. Повышайте скорость постепенно, по мере выхода мотора на рабочие температуры.

Прогрев дизельного мотора

Основное отличие дизельного мотора от бензинового – меньшее расстояние между зазорами цилиндра и поршня. Поэтому для нормального функционирования важно, чтобы масло было нагрето до рабочей температуры. Еще большее значение имеет равномерная смазка для турбированных моторов. Поэтому прогревать дизель на холостом ходу нужно.

Рекомендуемое время прогрева летом – пара минут, зимой – 5-10.