Как работает ABS

11 июля 2018
Как работает ABS Многие из современных автомобилей оборудованы системой ABS. В данной статье разберем, как правильно применять эту систему, каких видов она бывает и какие имеет преимущества и недостатки.

Все современные автолюбители слышали о системе ABS. Сложно поспорить, что она обладает крайне полезными функциями и спасает жизни. Рассмотрим подробнее, как работает система ABS и что это.

ABS расшифровывается как «антиблокировочная система».  Это сложная электронно-механическая технология, не дающая машине поехать юзом (не ехать, а скользить). На улице непогода, асфальт в снегу или мокрый – это случаи, когда тормозя, водитель ненамеренно блокирует колеса. Блокировка колес опасна, из-за нее увеличивается путь торможения, автомобиль заносит. Когда блокируются передние колеса – машина не отвечает на команды руля (не поворачивает). Это приводит к серьезному ДТП.

Первый рефлекс водителя при опасной ситуации – затормозить и экстренно остановиться. Он начинает сильно давить на педаль тормоза. Если машина не оборудована системой ABS, колеса заблокируются, автомобиль пойдет юзом. Антиблокировочная система тормозов не дает этому случиться.

ABS состоит из элементов:

  • Датчики, дающие данные о частоте вращения каждого из четырех колес. Устанавливаются на колесе, реже на дифференциале.
  • Компьютер, обрабатывающий информацию, передающий сигналы на основной блок
  • Электронный блок, взаимодействующий с механикой тормозов
  • Исполнительные компоненты (клапана, насос)

Действие системы характеризуется передачей датчиком ABS данных о блокировке колеса на компьютер, принимающий решение о подаче данных на блок. С основного блока начинают идти сигналы о старте цикла периодического увеличения-уменьшения давления тормозной жидкости. Колесо не может резко изменить скорость и тормозит одинаково с машиной, в положении, пограничном с блокировкой. В этом положении торможение наиболее эффективно, управление машиной остается под контролем водителя. Когда антиблокировочная система тормозов включается, водитель чувствует легкие пинки в тормозную педаль. Такая реакция – нормальная работа ABS. Система быстро подает тормозные импульсы, поэтому возникает такой эффект. Механизм срабатывает при зажатой тормозной педали и если хоть одно колесо готово заблокироваться.

Помните, при экстренном торможении с ABS давите педаль  тормоза до упора. Многие считают это неправильным и тормозят самостоятельно короткими прерывистыми движениями. ABS делает это за вас. Система имеет возможность делать 12 импульсов в секунду, профессиональный водитель – максимум 8. Начинаете тормозить прерывистыми движениями – помешаете работе механизма, увеличится тормозной путь.

ABS - не панацея, это механизм с недостатками:

  • Эффективность снижается на неровном, разном дорожном покрытии (отсутствие асфальта, гравийная дорога, чередование снега, асфальта).
  • Система ABS не работает при скорости меньше 7 км/час, движении вниз.

При экстренном торможении ABS может сработать некорректно, нет гарантии сохранения управляемости автомобиля. Помните, что это вспомогательная система, которая по-разному работает на различных типах дорожного покрытия и при различных погодных условиях.

Системы ABS бывает нескольких видов:

  • Одноканальная. Система управляет четырьмя колесами разом. Клапанов два – впускной и выпускной. Контролирует колеса ведущей оси.
  • Двухканальная. Колеса правого и левого борта контролируются независимо.
  • Трехканальная. Один канал контролирует заднюю ось, передние колеса управляются отдельно.
  • Четырехканальная. Каждое колесо контролируется отдельно, установлено по датчику на все четыре колеса.

Системы ABS устанавливаются на разные виды автомобильного транспорта, поэтому распространение получили все четыре вида.

Подводя итоги, отметим, что использование системы ABS имеет особенности. При  экстренном торможении – давите педаль тормоза до упора, не пугайтесь ощущения пинков в педаль.  Учитывай, что на разном дорожном покрытии ABS может сработать неэффективно, только усугубить ситуацию. В целом, применение ABS сокращает количество дорожно-транспортных происшествий, но не полагайтесь только на нее – помните о необходимости соблюдении дистанции и  разумного скоростного режима на дороге.