Что такое круиз-контроль и когда им лучше пользоваться

14 февраля 2023
Что такое круиз-контроль и когда им лучше пользоваться Что такое круиз-контроль? Плюсы и минусы системы. Как включить круиз-контроль и существуют ли ограничения на использование круиз-контроля или можно в любой ситуации им пользоваться. Может ли сломаться система и надо ли тратить время на ее обслуживание?

Содержание статьи

  1. Как включить круиз-контроль?
  2. Как работает круиз-контроль?
  3. Типы круиз-контроля
  4. Обслуживание системы
  5. Плюсы и минусы круиз-контроля

Система круиз-контроля помогает автомобилю продолжительное время поддерживать заданную скорость без участия водителя. Управление системой осуществляется кнопками или переключателями, расположенными возле рулевого колеса. Система помогает водителю комфортно преодолевать длительные расстояния, а электроника плавно дозирует подачу топлива, снижая расход.

Как включить круиз-контроль?

  • активация режима осуществляется нажатием на кнопку круиз-контроля, находящуюся либо на рулевом колесе, либо на приборной панели;

  • затем надо разогнать автомобиль до желаемой скорости;

  • зафиксировать значение кнопкой или рычагом;

  • потом можно убрать ногу с педали газа;

  • изменить скорость движения автомобиля можно нажатиями на кнопки “+” и “-”, расположенные на рулевом колесе.

Информация об активации системы обычно отображается на приборной панели. Во время движения водитель может брать контроль над круизом, нажимая на педали, например, когда требуется совершить обгон другого участника движения или резко затормозить.


Как работает круиз-контроль?

Установка круиз-контроля обычно происходит на заводе при сборке автомобиля и является штатной опцией, однако его можно установить дополнительно. Система поддерживает постоянную скорость транспортного средства, увеличивая подачу газа при движении в гору и в иных ситуациях, когда скорость начинает падать, а на спуске в электронном режиме уменьшается подача газа для торможения автомобиля. У каждого автомобиля имеются свои особенности работы круиз-контроля, которые указаны в инструкции.


Типы круиз-контроля

Круиз-контроль подразделяют на два типа: пассивный и активный (адаптивный).

Пассивный круиз-контроль (PCC) поддерживает заданную водителем скорость и не меняет ее при возникновении препятствий на дороге во время движения.

Адаптивный (активный) круиз-контроль (ACC) работает в совокупности с информацией, получаемой от датчиков и радаров, установленных на автомобиле. Система анализирует внешние факторы, измеряет скорость других участников движения и расстояние до транспортных средств, корректируя подачу топлива. Если впереди медленно движется автомобиль, то система подстраивается под него, а возвращается к заданной изначально скорости, когда дорожная полоса становится свободной.

Адаптивный круиз-контроль подразделяется на лазерный и радарный (в зависимости от того, каким образом считывается информация о движении рядом находящихся транспортных средств).


Обслуживание системы

При возникновении неполадок в работе системы на приборной панели зачастую загорается соответствующая индикация. Компьютерная диагностика автомобиля поможет определить, где неисправность и какая электрическая цепь нуждается в проверке. Некоторые модели транспортных средств оснащены системой самодиагностики.

Для корректной работы круиз-контроля желательно своевременно проходить диагностику и ремонт электронных систем автомобиля, а также проверять датчики и провода на предмет загрязнения и поломок.


Плюсы и минусы круиз-контроля

Плюсы
Минусы
экономичный расход топлива
система может перестать работать или работать некорректно
водителю проще проехать большие расстояния
сенсорам нужна калибровка после ДТП и ремонтных работ вблизи датчиков
не надо длительное время держать ногу в неподвижном положении на педали
в условиях ограниченной видимости и на поворотах может неправильно работать
повышается безопасность (при адаптивном круиз-контроле)
водитель может перестать внимательно следить за дорожной обстановкой
улучшается контроль скорости
неудобно использовать в городских условиях при постоянно меняющейся скорости потока
уменьшается вероятность случайного превышения скоростного режима
увеличивается время реагирования водителя
система удобна при движении по прямой дороге
увеличивается тормозной путь автомобиля

увеличивается риск аквапланирования на мокрой дороге или заноса на льду

На извилистой дороге, а также при затяжных подъемах и спусках опасно полагаться на систему, движение на таких участках желательно регулировать самостоятельно акселератором и тормозом, чтобы автомобиль не ускорился на спуске или в повороте быстрее, чем это требует дорожная обстановка. Круиз-контроль может давать ложное чувство безопасности, что приводит к снижению внимания на дороге и скорости реакции. На мокрой и скользкой дороге поддержание ускорения системой может привести к потере сцепления с дорожным покрытием, а резкое выключение контроля или нажатие на педаль тормоза тоже может привести к потере управления автомобилем.

Использование круиз-контроля удобно в поездках на дальние расстояния, но предполагает более ответственное отношение водителя и своевременное обслуживание электронных систем автомобиля.